Для начала вкратце, что такое резиденция для художников.
Резиденции – это программы пребывания художников в другой стране, где им предоставляется возможность творческой работы. Для этого художник обеспечивается мастерской и полным пансионом – работай в удовольствие!
Подробнее о практике резиденций для художников и как туда попасть я писала здесь: http://arttrening.blogspot.com/2011/08/blog-post.html
Целью моей поездки во Францию было полностью погрузиться в среду маленькой французской общины и увидеть жизнь этих людей такой, какой видят её они, коренные жители, а не туристы.
В творческом плане я рассчитывала найти свой новый стиль живописи, совершить некий прорыв, который уведёт меня от привычного стиля письма.
Для работы в резиденции я выбрала акварель. Отчасти вынужденно. Это самый мобильный материал и, к тому же, наиболее приемлимый в качестве перевозки в самолете (уже сталкивалась с тем, что масляные краски пытаются вынуть из чемодана как горючие, а пастель все время проверяют на предмет – не патроны ли это? :)
То, что я увидела в маленьком городке Монткабриер, где расположена резиденция, привело меня в бурный восторг. Я обожаю рисовать узкие европейские улочки, ухоженные каменные домики, которым уже больше пяти сотен лет, яркие цветы, украшающие окна и террасы. Здесь это можно найти в достатке, несмотря на то, что городок очень маленький, в нём всего 20 жителей.
Первые ощущения захлестывали, и я с головой окунулась в дотошное изучение всего, что видела. Делала зарисовки, писала этюды. Никакой идеи все эти первые работы не имели. Они лишь дали возможность структурировать всё, что вижу и «расписаться», вновь почувствовать акварель.
Так прошло два или три дня. Я отправлялась за несколько метров от резиденции, пристраивалась рядом с одним из домов Монкабриера и начинала писать.
Жизнь вокруг текла своим чередом. Тихая и неспешная жизнь. Люди занимались своими делами: обедали, ходили в пекарню за хлебом, общались с соседями, стригли газоны и заросли винограда, смотрели телевизор. Иногда по улицам проезжали велосипеды или автомобили с туристами. Город Монткабриер – это бывшая крепость 14 века, он входит в сообщество исторических городов, поэтому летом французы охотно посещают его. Но не группами, а так, поодиночке. Их присутствие нисколько не нарушает тихую иддилию городка.
Сидя возле какого-нибудь дома, я слышала всё, что происходит внутри: неспешные разговоры за обедом, детский смех, песни и шум работы в пекарне. Я с удовольствием отмечала для себя, что ритмическую музыкальность французской речи не нарушают крики или ругань – жители города очень позитивны, спокойны, их жизнь течет размеренно и счастливо.
Так во мне родилась ИДЕЯ - нарисовать все двери Монткабриера. Двери, за которыми течет размеренная жизнь счастливых людей.
Это было хорошим обоснованием моей тщательной манере письма. В своих этюдах я с удовольствием перечисляла те милые детали, которые видели глаза: колокольчик у входа, петушок на крыше, кадки с яркой геранью и флоксами, каменная кладка стен (её называют французской – только здесь клали камень особым образом, без цемента, а стены, тем не менее, стоят уже века).
Однако Творец внутри меня был не слишком доволен моими результатами. Он утверждал, что с подобным фиксированием реальности неплохо справляется и фотоаппарат. А где же во всем этом я? Где мои чувства? Где собственное видение? Где чистота и свежесть восприятия?
Задача изменения стиля стояла передо мной достаточно остро. Но как только я садилась за очередной этюд, привычная манера письма брала верх. Выхода я не видела. Я знала, КАКИМ я хочу видеть свой этюд. НО КАК к этому придти? Я могла сделать такой этюд по фотографии, когда могла вопринимать реальность плоско, завершенно. Но лишь я попадала в реальную среду и начинала писать с натуры, во мне начинали работать старые привычки, старые приемы работы.
Мы рисовали в мастерской. Я переписывала собственные этюды, добиваясь большей акварельной легкости. Результат опять же не радовал. Выйти на пленэр в тот день не удалось – то ли дождь был, то ли неимоверная жара, не помню. Где взять мотив для своих поисков?
Я предложила своей коллеге обменяться этюдами и нарисовать собственную версию того, что видишь на этой картине. Снять с себя ответственность за происходящее и просто лить краску, брызгать, безумствовать. Когда перед тобой нет пейзажа, который хочется запротоколировать, когда ты видишь уже измененую другим художником реальность, ответственность как-будто снимается!
Вот уж мы повеселились! Буквально за час у меня родилось три картины.
А сам приём письма мы начали использовать и дальше. Он в полной мере выражал ту экспрессию чувств, которые мы испытывали, те яркие краски, которые окружали нас.
Что интересно, на выставке, которую мы устроили уже через 10 дней работы в резиденции, французы отмечали именно эти экспрессивные и, казалось бы, не всегда понятные этюды.
Вот некоторые из них. Остальные можно увидеть на моём сайте www.artmarina.ru в «Сказках Странствий».
Было еще одно направление в моём творчестве – рисунок цветными карандашами.
Гуляя по саду Салли Гаушерон, хозяйки резиденции, я не могла избавиться от мыслей, что он наводнён прекрасными сказочными существами. Поросшие белым мхом деревья, фонарики и колокольчики, затерянные в их ветвях, ажурные веточки туи, оргомные плоды айвы – всё это было столь нереально и чудесно, что хотелось нарисовать эту сказку.
Акварель здесь не годилась. Металический блеск фонариков, приятная шершавость мха, мозаика листьев требовали иного решения. Главное, что хотелось здесь передать – фактуру окружения, свои тактильные ощущения, запахи.
И тогда я взяла тонированную бумагу для пастели и цветные карандаши.
Шероховатость бумаги перешла в шершавость рисунка, цвет бумаги – во флёр окружения.
Я просто наслаждалась магически возникающими на этом листе линиями. Это как-будто не я рисовала, а само волшебство проникало на лист бумаги и становилось рисунком…
Ещё один творческий проект, родившийся во Франции, был коллективным. Всей нашей дружной компанией мы фиксировали впечатления дня в абстрактных композициях.
Это было такое ежедневное вечернее упражнение. Мы брали маленькие квадратики бумаги и рисовали коллективную работу «впечатления дня», а потом - индивидуальную. В результате каждый из нас накопил 2 комплекта по 18 маленьких картинок, которые в дальнейшем соберутся в одну большую, с мандалой поездки.
Вот четыре картинки одного дня, сделанные коллективно.
Это впечатления от прогулки по Парижу.
Частично в них угадываются образы: дороги метро, уличные кафе, Сена с плывущими по ней катерками, башни Нотр-Дама.
Но главное в таких работах, конечно, цвет, сочетание цветовых форм и линий. Именно они передают эмоции и настроения рисующих.
Очень интересно отслеживать, как меняются такие картинки день ото дня.
Вот череда части моих картинок. На них заметно как буря впечатлений от Парижа сменяется тихими буднями провинции:
Работа над этим проектом еще не закончена. Я намерена сделать большую картину, которая будет включать в себя эти осколки впечатлений.
Впрочем, и остальные направления моих творческих поисков, я надеюсь, ждёт развитие. Резиденция для художников даёт великолепную возможность сосредоточиться на своём творчестве, собрать массу материала, вдохновиться на дальнейшие исследования.
Это как глубокий вдох, вбирание в себя, после которого обязательно должен последовать выдох – отдача вовне.
Нравится
8 комментариев:
Марина, ты - талант!!!! Твои рисунки карандашами - это сказка! Так и представляется мне большая толстая книга французских сказок или, наверное, таинственный французский роман с множеством иллюстраций. Рассматривая их, как будто попадаешь туда, в сказочно-неизведанное.
Спасибо, Голубинка!
И мне очень жаль, что времени для этого проекта было не так уж много... А делать это по фотографиям совсем не вдохновляет. :(
Марина, огромное БЛАГОДАРЮ за доставленное удовольствие и подсказанные идеи! Если я научусь так рисовать, то буду просто счастлива! :) Как здорово было познакомиться с Вами и Вашим блогом!
Благодарю, Ируся! :)
Марина. Спасибо за это чудо...
Не получается отправить комментарий за подписью...
Марина, Вы молодец, мне очень нравится Ваш метод преподавания, И как попасть с Вами на пленэр?
Напишите мне на postmaster@izo-life.ru
Да, Марина здорово! я пока просто смотрю то что нравится моей душе. все твои зарисовки по душе подписываюсь как аноним что то моя подпись не получается....
Отправить комментарий