Правильные материалы в акварельной живописи дают по меньшей мере 50% успеха в результате. Особенно важно выбрать для акварели подходящую бумагу.
Сейчас я даже не обсуждаю варианты использования для этих целей бумаги, для этого не приспособленной: чертежной, принтерной, рисовальной. Для акварели используются специальные сорта бумаги, имеющие большую плотность и характерную бугристую поверхность.
Сейчас в России появляется всё больше фирм, предлагающих папки и склейки с акварельной бумагой. Да и импортные образцы нет-нет, да появляются в продаже. Среди них - известные французские Canson и Fabriano, немецкая Hahnemuhle. Что и говорить, стоит эта бумага недёшево. А вот стоит ли она того? Быть может, можно обойтись несравнимо более дешёвыми российскими аналогами?
Я решила провести эксперимент и проверить качество разной бумаги - российской дешевой и дорогой импортной.
Вся эта бумага является бумагой холодного прессования. Это значит, что она достаточно рыхлая и имеет характерную фактурную поверхность.
Из российской бумаги у меня были в наличии только две, фирмы "Палаццо". Не скажу, что это моя любимая бумага. Любимая - "Флора" банально закончилась, а новую я еще не купила. Но так как бумага в папке "Флора" - фирмы Гознак, как и в "Палаццо", то я решила, что они схожи по качеству.
Папка для акварели "Настя".
Бумага производства СПБФ "Гознак".
Содержит 50% хлопка.
Плотность 200 г\ м.
Планшет для акварели "Франкфурт".
Бумага производства СПБФ "Гознак".
Плотность 200 г\ м.
Фирма Hahnemule (Германия) у меня представлена тремя разными планшетами:
Hahnemuhle
Чистоцеллюлозная (по всей видимости. на самом деле состав нигде не указан)
Плотность 300 г\ м.
Поверхность matt (grain fin) - достаточно мелкое зерно, поверхность похожа на грубую ткань без плетения.
Britania
Чистоцеллюлозная
Плотность 300 г\ м.

Cornwall
Чистоцеллюлозная
Плотность 450 г\ м. - очень толстая, около 1 мм в толщину как картон.
Поверхность - matt (grain fin) менее выраженная фактура, больше похожая на валяную поверхность.
Ну и наконец, знаменитая бумага Arches от Canson (Франция)
Чистохлопковая, без целлюлозы.
Плотность - 300 г\м
Поверхность - grain fin. Более мелкозернистая, чем российская, с ровной хорошо выраженной фактурой мелких бугорков.
Для эксперимента я отрезала от каждого листа по полоске, подписала их сзади и прикрепила к столу, чтобы все действия совершать одновременно и иметь возможность сравнить результаты:
Жмите на ссылку "далее", чтобы узнать, в чем состоял эксперимент, и какие выводы я сделала.
Тестируя бумагу, я проверяла следующие качества:
1. Как ведет себя краска на бумаге? Легко ли ложится, не блёкнет ли.
2. Как происходит вливание цвета в цвет.
3. Возможно ли смытие краски после просыхания слоя.
4. Как ведет себя краска на сырой бумаге.
5. Как выглядит результат при многослойном нанесении краски.
Вот что получилось в результате:
Как видите, результаты мало отличаются. Но мелкие особенности заставляют выбирать ту или иную бумагу под конкретные приёмы работы акварелью.
- Меньше всего коробятся, сохраняют ровную поверхность образцы 1, 3 и 6.
- Хуже всего берёт в себя воду, требует усилий для равномерного выкраса образец 3.
- Лучше всего работает с вливанием цвета в цвет (с точки зрения плавности и контролируемости растекания) - образец 1. Хуже всего - образец 6, в нём затек идет между буграми, получаются полоски.
- Легче всего смывается слой краски в образце 2, 4 и 6. Бумага при этом не страдает. Образцы 1 и 5 при смывании сразу травмируются. бумага начинает покрываться катышками.
- По-сырому хуже всего растекается краска в образце 3. При этом процесс плохо поддается контролю, краска продолжает растекаться длительное время. При этом цвет светлеет гораздо сильнее, чем в остальных образцах. Лучшие по моим ощущениям в этой технике - образцы 1 и 6.
- Самые лучшие результаты в многослойной технике - у образцов 4 и 5. Самый худший - у образца 1.
Внешний вид в результате:
Не коробились в процессе образцы 1, 3, 6. При высыхании все выровнялись, кроме образца 5.
Равномерность покрытия в однослойных техниках: образцы 1, 5, 6. Остальные, особенно образец 3 имеют явнные белые точки-непрокрасы. Создается эффект припылённой поверхности.
В многослойной технике лучшие 3, 4 и 5.
Итак, Какую акварельную бумагу выбрать?
Исходя из результатов, могу сказать, что явных победителей в этом тесте нет. Отсюда, кстати, хороший вывод, как в рекламе: "Если нет разницы, то зачем платить больше?"..
Но я бы не стала делать столь скорых выводов. Ведь бумагу нужно проверить " в деле", в собственной практике, понять, насколько она подходит именно для твоего стиля работы.
Ну а пока давайте открою номера и дам рекомендации по каждому виду бумаги.
Образец 1. - Папка "Настя" фирмы "Палаццо" с 50% содержанием хлопка.
Хоть и 200г\м, но не коробится при работе. По ней хорошо писать а-ля прима и по-сырому. Но плохо многослойно. Не терпит смываний и исправлений.
Ещё куплю.
Образец 2. - Hahnemuhle
Средняя по всем показателям. Можно работать и однослойно, и многослойно.В ней мне не понравилась шершавая, как бы тянущая поверхность.
Больше не буду покупать. Как бы теперь изрисовать те две пачки, что есть...
Образец 3. - Arches от Canson
100% хлопок говорит сам за себя. Тяжелая, требующая большого количества воды и краски поверхность, красивое растекание по-сырому. Эта бумага требует привыкания.
Судя по тесту, с ней хорошо будет работать в многослойной технике. И очень сложно - по сырому.
Неприятно удивили проступающие белые точки, "припыленность" поверхности.
Буду еще с ней экспериментировать.
Образец 4. - Cornwall
Да, 450 г\м - это вам не хухры -мухры. Приятная ровная поверхность после высыхания. Хотя в процессе ее коробило немного.
Нравится. А-ля прима на ней хорошо идёт, и многослойно тоже. По-сырому не очень.
Покупать можно.
Образец 5. - Планшет для акварели "Франкфурт".
Чистая целлюлоза, поэтому от "Насти" по качеству отстает. В процессе немного коробится.
Но в целом все качества хорошие. И многослойность она переносит нормально.
Можно покупать. Но при работе лучше фиксировать скочтем (в самом планшете склейка идет только по одной стороне)
Образец 6. - Britania
Специфическая грубая фактура torchon. Поэтому - либо размеры рисунка должны быть крупные, чтобы не так заметно было, либо мотивы городские, с кирпичной кладкой - там эта фактура будет смотреться хорошо.
Цветочки и миниатюры явно не для этой бумаги.
Оставлю для городских этюдов. И больше покупать не буду.
Вот такие результаты. Многое, конечно, осталось непроверенным. Да и я, честно говоря, больше люблю бумагу горячего прессования. Надо потом еще ее набрать и протестировать.
(с) Марина Трушникова.
Копирование данной статьи разрешено с указанием автора и активной ссылкой на данный блог
Копирование данной статьи разрешено с указанием автора и активной ссылкой на данный блог
24 комментария:
у хахнемюхле (ппц имечко) блокноты четкие
Спасибо, Марина, за ценную инфу! :-)
Анна
Спасибо, Марина! Своей статьей вы сберегли наши средства и дали полезный совет для творчества.
Марина, благодарю за полезную информацию. Еду в Германию и уже буду знать какую покупать бумагу для акварели.
Читается и слышится как "хАнемЮле"
Спасибо. Интересно и познавательно.
Катерина
Спасибо за информацию. Я пишу многослойно на ARCHES 300г - претензий к бумаге нет. Купила GVA PRO - ужас: цвет получился полный отстой. Думала, что разучилась краски смешивать. Сделала несколько попыток - результат тот же.Перешла на АРЧЕС - РЕЗУЛЬТАТ СУПЕР.
Спасибо за столь подробное сравнение. Я то думала, что удастся обойтись простой акварельной бумагой, которую смогу купить в поселке, где я живу. А тут оказывается придется на Большую Землю выбираться..
Пользуюсь Ханемюле "Cornwall", только матовой: и по сырому и лессировками, самая любимая. Для больших форматов беру Ханемюле "Britannia", тоже матовую - эти виды бумаги хороши также для смывания и корректур. Arches от воды идет волнами, темные заливки седеют. Пользуюсь 640 г/кв.м, но она такая дорогая, что кусается.
Да, для каждой бумаги можно найти свою технику. Или для техники - бумагу. Я обнаружила интересное свойство Ханемюле. Многослойность на ней не идет - смывается нижний слой. но это же можно использовать в технике, где нужно вымывать куски слоя. Вот здесь, например: http://newcolorlife.blogspot.ru/2013/02/43.html
Совсем не обязательно. Мне нравятся обычные целлюлозные бумаги. Гознак упаковывают многие фирмы.
Спасибо за ответ. Марина, я начала делать упражнения, но не нашла, где спросить, поэтому - здесь. У меня не получаются мягкие края. Краска так быстро сохнет, что я просто не успеваю. Пару раз получились мягкие, а в остальном рисунке - резкие границы. Что вы посоветуете??
Наталья, берите больше воды или более мягкую кисть, белку. Сейчас сухо от отопления, поэтому сохнет быстро. Еще четкие края затеков могут быть от сорта бумаги. Возможно, стоит попробовать другую.
подскажите, пожалуйста какую бумагу выбрать для акварельной графики? /водостойкая тушь + акварель/
Наталья, а водостойкая тушь как будет использоваться? Пером рисовать? Тогда нужна гладкая. Ватман чертежный вполне подойдет. Ну а если кистью, то можно простые сорта акварельной бумаги Гознак.
Благодарю. Много лет боялся взяться за акварель из-за ее капризности, но очень руки чешуться попробовать.
Вячеслав, дорогу осилит идущий! Экспериментируйте, наслаждайтесь процессом. Все получится.
Спасибо за тест. Очень полезно.
У меня есть Британия ( grain fin) 300 гр. мелкозернистая приятная на ощупь фактура от Hahnemuhle.
Видать у Британии этой марки, есть как мелкозернистые так и грубофактурные бумаги.
Марина , спасибо за полезную информацию для начинающего. Последний раз акварелью рисовала еще в детстве , уж очень хочется опять попробовать акварель , а может просто детство вспомнить .... . Кисточки есть , краски уже купила и бумага тоже есть , но текстура скорлупы , но т.к. вы советуете , не желательно для начала ... , а чертежная бумага под акварель - пойдет ? Спасибо , Марина !!!!!
Мы все свое обучение в художке и училище на ватмане провели... :) Рисовать на нем можно. Но лучше, конечно, акварельная для многих эффектов.
Марина, большое спасибо за ценную информацию, но особенно за опыт вашего становления художником. Со смешанными чувствами прочитала статью "Художника обидеть всякий может..." И ребёнка жалко, и взрослого. Но вы умница, состоялись! Панцирь, панцирь нужен!))
Марина, подскажите, а ватман Гознака обладает возможностью длительного хранения? В несколько десятков лет?)
Мариночка, а покажи, будь любезна работы свои на нашей бумаге для акварели. Мой п/я CAYMAN3000@mail. Ru
Я, конечно, только начинающий художник, но как-то меня этот обзор удивил. Есть у меня Палаццо и 200 г/м, и 280, "Бейрут", "Старый Таллин", "Романтика старого дома". По-моему, все это годится только для тренировок и набросков, ну или для чего-то, что не жалко испортить. Не знаю, как это можно сравнивать с той же Arches, это несравнимо. Палаццо коробится, по сырому на ней вообще невозможно нормально рисовать, да и бледно выходит, когда все высыхает. А что не так нарисовал - в жизни не сотрешь нормально, идут катышки и всякая ерунда. На 280, конечно, можно рисовать, но, наверное, если ты уже ас и можешь без ошибок все делать с первого раза, или уж по сухому, без лишней воды.
А на Arches можно сколько угодно заливать, стирать, мильон слоев - все на ура. И сохнет долго, держит влагу хорошо. Как это по ней краска плохо растекается, как это она воду не берет? Да на ней так все растекается, что я один пейзаж попробовала рисовать по мокрому и сдуру намочила лист под душем (как советовалось в уроке) - у меня просто вообще все расплылось мгновенно по ней и ничего не вышло, ее много мочить не надо. Потом я на ней по одному мастер-классу рисовала (с Марией Рачински), там было и по мокрому, и по сухому в одном рисунке, и все прекрасно получилось, нормальная бумага. Она, правда, 300 г/м все равно коробится при высыхании, но тут все просто: под пресс положить, и высохнет ровно.
Еще Canson Moulin du Roy хорошая, но она сохнет куда быстрее Арш.
А лучшая бумага пока из всех, что я пробовала - Saunders Waterford, просто божественная. Она и на ощупь плотнее при 300 г/м, чем Арш той же плотности.
Конечно, я еще мало рисовала, но Палаццо до Арш и Саундерс как до неба, это точно ))
А горячего прессования бумага мне вообще не зашла. В нее ничего не впитывается, вся краска гуляет по верху и образует лужи и какие-то разводы странные, фактуры никакой, да еще и сохнет быстро, высохла в момент и ничего не исправить уже. Может, если ее предварительно отмачивать в воде, она лучше себя поведет, но я пока не пробовала.
Отправить комментарий